logo 1

Тамбов. Ул. Коммунальная (Гимназическая)

Музей-заповедник С.В. Рахманинов • Фотоматериалы Создание дома-музея • Визуализация Реконструкция

Тур 360°: Усадьба | Дом Сатина | Флигель


 Краткая биография С.В.Рахманинова •  Детство и образование •  Становление музыканта •  Личная жизнь •  Эмиграция Творческая характеристика •  Эволюция творческого стиля •  С.В.Рахманинов и Ивановка Сатины С.В.Рахманинов в Ивановке

 

 hello html m23c00cc7Сергей Васильевич Рахманинов (20 марта 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье в имении его родителей Онег, недалеко от Новгорода.

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841—1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) — дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Отец Рахманинова тоже был музыкально одарённым человеком, но музицировал только любительски.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-

Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевезти в Москву и поселить в частном пансионе известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева. Так осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу профессора Зверева. В пансионе Зверева царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься по шесть часов в день. Обязательным было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях. Четыре года провёл Рахманинов в пансионе Зверева. Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому. Однако спустя четыре года между Рахманиновым и Зверевым произошла ссора, Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники — Сатины, на дочери которых, тоже пианистке, он впоследствии женился.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

В возрасте 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию как пианист и как композитор. Уже в консерватории он получил известность среди московской публики. Во время обучения в консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано. Дипломной работой стала первая опера Рахманинова — «Алеко», написанная по произведению А. С. Пушкина «Цыганы».

В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал всего в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же его другом стал Фёдор Шаляпин. Рахманинов решил покинуть театр, чтобы сосредоточиться на композиции.

В 1901 году Сергей Васильевич закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре, где два сезона дирижировал весь русский оперный репертуар. После этого, решив снова полностью посвятить себя композиции, Рахманинов оставил Большой театр и, совершив в 1906 году путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене, где плодотворно сочинял. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В том же 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.

До Октябрьской революции 1917 г. Рахманинов много сочинял и часто выступал в Москве. Большой популярностью пользовались концерты, организуемые А. И. Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Много занимался он и делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял.

21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища состоялось последнее концертное выступление С. В. Рахманинова в Петрограде.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной) и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию, практически без средств, оставив всё своё имущество.

В середине января 1918 года, выехав из России, Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Георгом Хёэбергом. Поняв, что не сможет сейчас заняться композицией, и что сможет заработать средства только как пианист, начал усиленно тренироваться на фортепиано. До конца сезона Рахманинов выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

Вернув себе славу в Европе, 1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной.

Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Лишь в 1926—1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918— 1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Живя и выступая в основном в США, с 1930 по 1940 год Рахманинов много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом и с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. В это время Рахманинов часто гастролировал по Европе и был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром, хотя дирижировал не часто. Последний свой концерт Рахманинов дал всего за шесть недель до смерти. Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США. Похоронен на кладбище Кенсико.

Как отмечено в главе 2.2. «С.В.Рахманинов и Ивановка», экспертируемой научной документации, значительная часть творческого наследия С.В. Рахманинова связана с имением Ивановка Тамбовского уезда Тамбовской губернии (ныне — Уваровский район Тамбовской области).

Ивановка принадлежала Александру Александровичу Сатину (Рахманинов был женат на его внучке, Наталье Александровне), представителю старинного дворянского рода. Александр Иванович Сатин (1818—1860), родился в Тамбове, был крещен в Архидьяконово-Стефановской церкви, закончил Дерптский университет со степенью кандидат права; служил в Департаменте Внешней Торговли; переводчиком 1-го Департамента Государственных Имуществ; дослужился до чина коллежского асессора. Был женат на баронессе Эмилии Александровне Крюденер (1818-1886).

Их сын, Александр Александрович Сатин (1846—1926), выпускник Петербургского училища правоведения, и Варвара Аркадьевна (урожденная Рахманинова) (1851—1941) — родители Натальи Александровны Сатиной (в замужестве - Рахманиновой).

Варвара Аркадьевна родилась в семье Аркадия Александровича (1808 —1880) и Варвары Васильевны (1812—1896) Рахманиновых. Аркадий Александрович — композитор, пианист, дед Рахманинова. Служил в конной гвардии, затем в Северском конно-егерском полку и, наконец, в Изюмском гусарском полку. Женившись на Варваре Васильевне Павловой, вышел в отставку и поселился в имении Знаменском Тамбовской губернии, которое унаследовал от отца, занимался воспитанием своего многочисленного семейства, насчитывающего 4 сыновей и 4 дочерей. Все они были музыкальны от природы и получили соответствующее домашнее образование.

Титулярному советнику Александру Александровичу Сатину имение перешло по раздельному акту с его братом, ротмистром Михаилом Александровичем Сатиным, утвержденному 27 июня 1874 года. Имение находилось в южной части Тамбовского уезда и орошалось в западной части речками верхней системы Битюга, притока Дона, а на востоке — верхним течением Савалы, притока Хопра, с речками, впадающими в Савалу. Оно находилось при деревнях Ивановке, Карамышевское, Вязовка.

В поверочной описи, составленной в мае 1895 года оценщиком Тамбовского отделения Государственного Дворянского земельного Банка, отмечалось, что «имение отделялось следующими расстояниями от главных пунктов: от губернского и уездного г. Тамбова — 90 верст, ближайшего Борисоглебска — 70 верст, местного Степановского волостного правления — 5, почтовой станции Уварово — 15; станций Камышинской линии Рязано-Уральской железной дороги и торговых пунктов: Уварово -15, Ржакса — 17.

Земли в имении числилось 2302 десятин 2211 саженей удобной, 27 десятин 189 саженей неудобной; всего - 2330 десятин. По угодьям земля распределялась следующим образом: усадебной — 32 десятины; пахотной — 1960 десятин 951 саженей; выгонной — 80 десятин; сенокосной - 160 десятин 1260 саженей, лесной — 114 десятин. Из 32 десятин усадебной земли под двумя садами находилось 9 десятин 1200 саженей; огородами — 1 десятина 1800 саженей; под постройками 10 десятин 1800 саженей.

Водоемами в имении служили 3 больших и 4 малых пруда, речка Вязовка и несколько колодцев. В этом отношении имение, имея почти во всех своих частях водопои, представляло исключение среди степных имений своего района, страдающих отсутствием водопоев. Почвы состояли из глубокого чернозема и только в лесных участках, вследствие большого задержания влаги принимает иловатый характер; подпочва - глина».

В августе 1899 года заложенное в Банке имение было продано Александром Александровичем Сатиным его жене Варваре Аркадьевне Сатиной, которая, в свою очередь, в феврале 1905 года передает по купчей крепости своей старшей дочери, жене С.В.Рахманинова, Наталье Александровне, 203 десятины земли, в 4 -х участках за 30200 руб.

Весной 1890 г. после экзаменов в консерватории 17-летний Сергей Рахманинов вместе с Сатиными впервые приехал в Ивановку, имение родной тётушки по отцу. Жизнь в Ивановке летом 1890 г. оставила глубокий след в душе Рахманинова. В письме к Н.Д.Скалон он говорит о «приятном, во всех отношениях, лете». Он подружился с детьми Сатиных — Наталией, Софьей, Александром, Владимиром и с дочерьми Скалон (племянницами А.И. Сатина). Младшей из них — Вере, он посвятил один из своих романсов «В молчаньи ночи тайной» на слова А. Фета. Он много занимался; делал фортепианные переложения балета «Спящая красавица» Чайковского, вынашивал замысел Первого концерта для фортепиано с оркестром. Здесь и познакомился с юной кузиной - 13-летней Наташей. Пройдёт совсем немного времени, и Рахманинов посвятит Наталье Сатиной изумительные по лиричности и красоте любовные романсы как знак прощания с первыми юношескими чувствами и встречи с настоящей любовью всей жизни.

Наталья Александровна Сатина родилась в Ивановке в 1877 году, в 1895 г. окончила гимназию в Москве. Училась в Московской консерватории по классу фортепиано.

29 апреля 1902 г. Рахманинов женился на Наталии Александровне Сатиной. В паспортной книжке С.В.Рахманинова есть запись: «Потомственный дворянин Сергей Васильевич Рахманинов 29 лет повенчан в церкви 6 гренадерского полка сего 1902 года с дочерью статского советника девицей Наталией Александровной Сатиной 25 лет, оба вероисповедания православного и первым браком. Москва апреля 29 дня 1902...».

Жених и невеста приходились друг другу близкими родственниками — двоюродными братом и сестрой, а разрешение на такие браки мог дать только Государь император. Сергей и Наталья подали прошение на высочайшее имя, но решили обвенчаться, не дожидаясь ответа. Сразу после венчания они отправились в свадебное путешествие по Швейцарии, Австрии, Италии. Вернувшись через несколько месяцев, получили ответ императора: «Что соединено Богом, не людям разлучать».

Брак композитора Сергея Рахманинова и Натальи Сатиной оказался прочным и счастливым, о чём полвека спустя вспоминали люди, близко знавшие их семью: «Серёжа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать, выстрадала его. Она была умна, музыкальна, очень содержательна. Мы радовались за Серёжу, видя, в какие надёжные руки он попадает...». С.В.Рахманинов писал: «Живу с Наташей вдвоем, с моим верным другом, с добрым гением всей моей жизни...».

В 1903 г. у них рождается дочь Ирина, в 1907 г. — Татьяна.

Последние 18 лет жизни Наталия Александровна постоянно сопровождала мужа в концертных турне. Умерла 17 января 1951 года в Нью-Йорке. Похоронена в одной могиле с мужем, на кладбище Кенсико.

Летом 1891 года, когда Сатины жили в Саратовской губернии, в имении Нарышкиных Пады, где Александр Александрович работал главным управляющим, в Ивановке вместе с С.Рахманиновым гостила семья А.И.Зилоти. В это время С.В.Рахманинов закончил писать и инструментировать Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Летом 1894 года в Ивановке С.В.Рахманинов работал над «Цыганским каприччио», а также симфонической поэмой на сюжет «Дон Жуана». Летом 1895 года здесь он закончил Вторую симфонию, начатую в Москве.

Весной 1895 года Сергей Васильевич подал прошение о приписке в потомственные дворяне Тамбовской губернии. Постановлением Тамбовского Дворянского депутатского собрания от 5 июня 1895 года. С.В. Рахманинов был внесен в 6-ю часть Дворянской родословной книги.

В 1901 г. в Ивановке появилась на свет Вторая сюита для фортепиано, виолончельная соната, кантата «Весна» на стихи Н.А.Некрасова.

Летом 1903 г. Рахманинов сделал эскизы оперы «Скупой рыцарь» на текст одноименной трагедии А.С. Пушкина и продолжил работать над Второй симфонией.

Привязанность Рахманинова к Ивановке с годами становилась все сильнее. Хотя С.В.Рахманинов не был формальным владельцем Ивановки, именно он тратил на ее содержание большие средства. В мае 1905 г. Рахманинов, завершив сезон в Большом театре, приехал в Ивановку и включился в работу по строительству школы. За период с 1909 по 1917 годы были построены новые каменные хозяйственные постройки, приобретена сельскохозяйственная техника, проведен водопровод из барского пруда.

Подробные воспоминания и жизни в Ивановке оставила родная сестра Натальи Александровны - Софья Сатина.

Она вспоминала: «Рахманинов, который раннее детство провел в совершенно другой обстановке, среди красот русского севера, сначала несколько тяготился кажущимся однообразием русских степей и полей. Но мало-помалу он полюбил безграничный простор и ширь полей, их чистый, несравнимый аромат и приволье. Он понемногу заинтересовался, а потом даже и сильно увлекся сельским хозяйством. Унаследовав от отца любовь к лошадям, он великолепно ездил верхом и любил объезжать молодых лошадей. Все свободные от занятий часы он проводил в поле среди крестьян, наблюдая за ходом работ. ... Стремясь улучшить хозяйство, он много средств тратил на улучшение инвентаря, пород скота и приведение в порядок внешнего вида усадьбы с ее большими садами и службами. Всякая неудача его искренне огорчала. Удачный посев, хорошая пахота, порядок в конюшне, в молочном хозяйстве сильно радовали его и всегда приводили в хорошее настроение».

В одном из писем С.В.Рахманинов писал об Ивановке: «... Здесь все спокойно и тихо... И не могу тебе сказать, до чего тут хорошо себя чувствую! Наконец уселся на свое место. И на этом месте и кругом мне все знакомо, симпатично; а внутри меня я чувствую покой, который не давался мне последние месяцы...». В письме М.С. Шагинян он отмечал: «Ивановка» - старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим родным — так как живу здесь 23 года. Именно здесь, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось».

Лето 1914 года Рахманинов провел с семьей в Ивановке. Он увлекся ездой на автомобиле, и привез свою новую машину в Ивановку, совершая на ней поездки, навещая соседей по уезду и родных. Здесь он закончил поэму для оркестра, хора и голосов «Колокола». Последний раз Рахманинов приехал в Ивановку весной 1917 года, к началу лета уехал с семьей в Крым. Летом 1917 года он писал А.И. Зилоти: «На свое имение Ивановку я истратил почти все, что за всю жизнь заработал. Сейчас в Ивановке лежит около 120 тысяч. На них я ставлю крест и считаю, что здесь последует для меня крах. Кроме того, условия жизни там таковы, что я после проведенных там трех недель, решил больше не возвращаться.... Все окружающие мне советуют временно из России уехать. Но куда и как? И можно ли?».

Ивановка во время революции 1917 г. и Гражданской войны разделила судьбу многих дворянских имений. Член Михайловской ячейки РКП (б) Степановской волости М.Н. Каменев докладывал уездным властям, что в имении «Сатина и Рахманинова... расхищены постройки, разбиты окна, сломана паровая молотилка, и все превращено в нечто похожее на навозное подворье».

Софья Сатина писала: «Позже мы слышали, что дом наш сгорел, а значительно позже, живя в Америке, я узнала, что на усадьбе Ивановки были снесены все здания.... От усадьбы

остались только два фруктовых сада и парк...».

В 1918 г. Отдел охраны памятников искусства и старины Комиссариата имуществ Российской республики специальным циркуляром пытался защитить усадьбу от расхищения, но циркуляр не возымел действия.

В 1919-1921 годах Ивановка оказалась в эпицентре крестьянского восстания на Тамбовщине. Ставка А.С.Антонова Каменка находилась в 17 километрах к северо-западу от Ивановки. Несколько раз в течение двух лет Ивановка переходила из рук в руки. К 1922 году все строения Ивановки были уничтожены. В большинстве своем они погибли от рук жителей Ивановки и во время боевых действий 1918-1921 гг. Парк Ивановки был уничтожен в период Великой Отечественной войны. Фруктовые сады просуществовали до 60-х годов XX в.

В своих воспоминаниях Софья Александровна Сатина писала:

«К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего, кроме полей, а на юг — наш осиновый лес...Осины росли большими группами, которые были отделены друг от друга полянами... Поляны эти были остатками бывших степей... Упомянув об этих сохранившихся участках степей, хочется сказать еще о других свидетелях былой истории, встречавшихся в этой части Тамбовской губернии — о возвышавшихся среди распаханных степей высоких курганах и о больших, плохо высеченных каменных бабах... Над всеми этими вышеописанными участками леса и лугов доминировали поля, засеянные рожью, пшеницей и овсом. Это волнистое море прерывалось небольшими участками льна, белоснежного мака, проса с его коричневыми густыми и тяжелыми кистями, золотыми соцветиями подсолнечника и черным паром, то есть участками отдыхающей от посева земли, на которой паслись стада овец.

....Ивановка находилась в 100 верстах от губернского города Тамбова.

До начала 90-х гг. XIX в. сообщение с Тамбовом происходило на лошадях. Ближайшая к Ивановке железнодорожная станция Бурнак, находилась в 50 верстах от нее, но эта дорога вела в Москву. На таком же расстоянии от Ивановки, но по направлению к Тамбову, находилась ближайшая земская больница и земский врач. Только в середине 90-х годов земством была открыта новая больница в 24 верстах от Ивановки. Почта доставлялась в Ивановку из Тамбова 2 раза в неделю. Такое изолированное положение и жизнь далеко от культурного центра изменилась в 90-х годах прошлого столетия с проведением новой ветви железной дороги. Ближайшая железнодорожная станция была открыта всего в 17 верстах от Ивановки и почта стала приходить на эту станцию ежедневно. В Тамбов теперь можно было доехать через 4-5 часов. ...

Тихая и спокойная жизнь в Ивановке с конца июня, весь июль и август совершенно изменялась. Все дела, все развлечения отступали на второй план. Каждый человек, в доме и на усадьбе был на счету. В конце июня поспевали сравнительно небольшие участки мака, чечевицы, горчицы, рыжика и прочего. В начале июля начиналась уборка овса, пшеницы, ржи. Все это свозилось в июле в скирды на выгоне. В середине августа начиналась молотьба. С раннего утра до вечера, с часовым перерывом на обед пыхтел паровик и гудела молотилка. В амбаре бабы веяли перевозимое туда зерно, веяли и на токах, а ржаную солому крестьяне увозили далеко на выгон и складывали в отдельные ометы. Эта солома шла зимой на корм скоту, а ржаная на подстилку животным в конюшню, в овчарню и коровам, и на отопление нашего дома и всех домов, в котором жили служащие на дворе.

... Соседей около Ивановки было мало. Только одна семья, жившая в верстах 12 от нас, имела детей, наших сверстников... В течение каждого лета мы виделись с ними несколько раз. Была еще одна семья — брат и сестра, жившие в верстах 25-ти от Ивановки.... Остальные помещики жили еще дальше, и общение с ними наших родителей было довольно редкое. Зато, когда мы подросли, в Ивановку довольно часто приезжали на все лето близкие родственники отца и матери. Из приезжавших родственников нашими любимыми были две семьи. Семья племянника моей матери — пианиста и дирижера А.И. Зилоти и семья сестры

моего отца — Е.А. Скалой».

В письме И.А. Бранд сохранилось краткое описание деревни: «О самой деревне (Ивановке) я могу сказать только одно: домики крестьян были глиняными, покрыты соломой, за домиками такие же глиняные сараи под соломенной крышей. Погреба и стога сена были перед домами. Никаких палисадников не было, деревьев перед домами тоже не было. Каменные строения: дом управляющего и трактир с лавкой. Деревянное здание одно — земская школа, которую с помощью земства Сатины построили для детей крестьян Ивановки. В здании школы было две классные комнаты для занятий, а за стеной жил учитель с семьей. Содержало учителя земство, часть жалованья учителю выплачивали Сатины. Священник приезжал в школу из Вязовки. Каждый раз, несколько раз в неделю, за ним посылали лошадей. После уроков Закона Божьего он всегда обедал у Сатиных и вел долгие беседы с Александром Александровичем.

В дождливую погоду пройти по ивановской улице было невозможно: навозные и грязевые лужи. По-моему, единственным источником существования крестьян Ивановки была работа у Сатиных. И большинство трудоспособного населения стремились заполучить работу в усадьбе».

Помимо письменных источников, жизнь и быт усадьбы Сатиных запечатлен на многочисленных фотографиях, сделанных в конце XIX - нач. XX вв.


Музей-заповедник С.В. Рахманинов • Фотоматериалы Создание дома-музея • Визуализация Реконструкция

Тур 360°: Усадьба | Дом Сатина | Флигель