Музей-заповедник • С.В. Рахманинов • Фотоматериалы • Создание дома-музея • Визуализация • Реконструкция
Тур 360°: Усадьба | Дом Сатина | Флигель
Музей-заповедник С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области.
В отличие от предыдущего рассмотренного объекта Музей-заповедник С.В. Рахманинова является более значимым и в настоящее время хорошо известным и разрекламированным памятным местом Тамбовского края. Этот музейный объект был основан в 1978 году. Особую известность он приобрёл в 1982 году, когда в музейной усадьбе стали регулярно проводиться музыкальные фестивали имени С.В. Рахманинова. За сорокалетнюю историю существования Музей-усадьба С.В. Рахманинова (такой статус музей имел до сентября 2019 год) из состояния полной разрухи и отсутствия каких-либо объектов на месте, где началось строительство музея, преобразилась до неузнаваемости. Благодаря усилиям постоянного директора Музея-усадьбы А. Ермакова и его сотрудникам, территория, занимаемая музеем, и все расположенные на ней объекты, сейчас вызывают большое удивление, когда человек, созерцающий их, вдруг узнаёт, что ничего из того, что он видит перед собой, не было ещё 40 лет назад. Можно уверенно сказать, что сегодня Музей-заповедник С.В. Рахманинова в Ивановке является самым главным звеном из того, что связывает нас с творчеством великого русского композитора и напоминает нам о тех годах, которые С.В. Рахманинов с любовью и вдохновением провёл в этом уголке России.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) в энциклопедических информациях традиционного (печатного) и электронного характера представлен как русский композитор, пианист, дирижёр /7, 8/. Там же в качестве одного из главных достоинств музыкальной деятельности С.В. Рахманинова отмечается то, что ему, как никакому другому музыканту начала ХХ века удалось соединить направления в музыкальном искусстве России и Западной Европы, создав на этой основе свой оригинальный музыкально-композиторский стиль.
В 2008 году была издана и получила распространение монография «Ивановка. Времена. События. Судьбы» /9/, подготовленная составителями А.И. Ермаковом (постоянный директор Музея-заповедника С.В. Рахманинова) и А.В. Жоговым. До настоящего времени пока нет более полного литературного источника, посвященного этому музейному объекту. В ней приводятся сведения о том состоянии поместья Сатиных, в котором оно пребывало 110 – 130 лет назад. Именно на территории этого бывшего поместья располагается сегодня Музей-заповедник. В книге подробно и интересно рассказывается о том, каким образом это поместье было связано с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, как оно отразилось на его судьбе и его музыкальном творчестве. Монография составлена на основе большого количества документальных материалов, часть из которых взята в Государственном архиве Тамбовской области. В своей исследовательской работе мы, конечно, принимали эту монографию в качестве основного литературного и документального источника.
В период с 1890 по 1917 год Сергей Васильевич Рахманинов много раз посещал имение Сатиных, которые приходились ему близкими родственниками. В одном из своих воспоминаний /10/ С.В. писал : «В Ивановку я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует». Здесь в этом степном приволье большого чернозёмного края ему было гораздо лучше работать и отдыхать, чем в любом другом месте. Практически все музыкальные произведения, написанные Сергеем Васильевичем в период его проживания в России (до 1917 года) были так или иначе связаны с Ивановкой. Некоторые из них были полностью созданы в Ивановке, другие здесь были спланированы, или впервые прозвучали здесь в исполнении автора.
То влияние, которое Ивановка оказала на великого композитора, трудно переоценить. Вот как он вспоминал о ней: « Я сказал, что туда, в Ивановку, я всегда стремился. Положа руку на сердце, должен сказать, что и до ныне туда стремлюсь» /10/. Живя в эмиграции в Швейцарии в начале 30-х годов прошлого века, С.В. Рахманинов приобрёл участок земли близ города Люцерн. Тогда у него возникло желание оформить планируемую для летнего отдыха виллу, которую он назвал «Сенар», в полном соответствии с тем, что было когда-то в Ивановке в Тамбовской губернии. Эти ностальгические стремления ему во многом удалось реализовать. Видимо это было необходимо его творческим желаниям и создавало определённый стимул в жизни и в работе. Об этом факте из судьбы композитора мы впервые услышали от экскурсовода во время экскурсии по главному дому в Музее - заповеднике в Ивановке. Затем мы нашли ему подтверждение в интернете /11/. Этот эпизод в очередной раз убедил нас в том, насколько важно было для С.В. Рахманинова хотя бы изредка находиться в Ивановке.
Наверное, понимание этой значимости явилось в своё время главной целью для тех людей, которые на рубеже 70-80-х годов прошлого века принялись восстанавливать это памятное место в Тамбовском крае. Дело в том, что в 1918 году владельцы усадьбы в Ивановке, среди которых числился и С.В. Рахманинов, в силу революционных изменений были вынуждены покинуть её. После этого всё, что оставалось в усадьбе, было полностью разворовано, дома разобраны для крестьянских хозяйственных нужд, усадебные строения разрушены и далее более полусотни лет на этом месте не было ничего до конца 70-х годов прошлого века. И вот прошло уже 40 лет с тех пор, как в посёлке Ивановка Уваровского района Тамбовской области действует Музей-усадьба С.В. Рахманинова. С этого года этот объект культурно-исторического назначения приобрёл статус регионального Музея-заповедника. Сейчас он представляет собой большую парковую зону, на территории которой расположены как музейные корпуса, так и другие социальные жилые и хозяйственные объекты и строения. Среди самых больших зданий на территории сегодняшнего Музея-заповедника является двухэтажная школа, расположенная ближе к главному входу в заповедник. Практически все другие здания и сооружения, так или иначе, относятся к музею.
Исследовательскую работу по созданию виртуального музея в Ивановке, проводимую в рамках выполнения гранта РНФ (проект № 19-18-00044) мы, как и в предыдущем случае, разбили на два этапа. В первом (предварительном) необходимо было собрать и исследовать документационные материалы, относящиеся к вопросу формирования видового изображения всех объектов, входящих в состав Музея-заповедника. После этого необходимо подготовить чертёжный вариант планового изображения ансамбля Музея-заповедника и на его основе ещё раз проверить и уточнить все геометрические параметры и размеры, определяющие общую геометрическую ситуацию исследуемого объекта. Убедившись в правильности и точности выполненных чертежей, следующим шагом является выполнение аксонометрических видовых изображений. Последние необходимы для того, чтобы полностью увидеть и понять то, что должно быть получено в ходе выполнения последующего второго этапа работы. Он непосредственно предполагает выполнение средствами современных компьютерных технологий виртуального музея как такового. Такой подход к выполнению стоящей перед нами задачи, уже несколько раз был апробирован и подтверждён в других разработках краеведческого направления, проведённых с помощью средств современной компьютерной технологии.
На первом этапе основополагающим документом для нас явилась иллюстрация из выше упомянутой монографии, помещённая на 44 странице /12/. Подрисуночная надпись к ней говорит о том, что это «план Ивановки». Однако, анализируя эту иллюстрацию, необходимо сказать, что на самом деле она является аксонометрическим изображением большого участка сельской усадебной территории. При этом представленное изображение выполнено не в форме чертежа, а рисунка. На нём на редкость чётко и качественно показаны все основные объекты усадьбы дворян Сатиных в Ивановке. Кроме этого хорошо изображено всё то ландшафтное окружение, которое находилось в непосредственной близости от этих объектов. Хорошо просматриваются зелёные насаждения, пешеходные дорожки и транспортные подъезды, а здания и сооружения показаны с оконными и дверными проёмами, даже можно легко определить расположения скатов кровли на домах и хозяйственных постройках. Экспликация к такому видовому изображению вынесена за периметр, но, проведённые линии-указатели чётко выведены к каждому объекту, обозначенному в соответствующем перечне. Из отмеченных достоинств рассмотренного документа следует то, что он вполне устроил нас в качестве основного, по которому можно выявить пространственную ситуацию 110 -120-летней давности, которая была в то время на усадьбе Сатиных. По сравнению с предыдущим случаем, когда за аналогичный основополагающий документ при разработке виртуального музея в Вернадовке мы принимали макетный экспонат усадьбы Вернадских, теперешний вариант даёт большую информацию. Конечно, в обоих случаях речь идёт о той пространственной ситуации в этих усадьбах, когда там находились В.И. Вернадский и С.В. Рахманинов. И первый вопрос, который возникает в связи с этим, в том - насколько пространственная ситуация, взятая с этих информационных источников, соответствует той, что была в реальности в те давние годы? И здесь все наши попытки, выявить какие-то другие более значимые по достоверности материалы, ни к чему не привили. Здесь, как и в случае с музеем в Вернадовке, мы вновь верим тем отчётам, в которых наши предшественники в деле создания сегодняшних музеев, утверждают факт того, что они приняли как истину. В частности, что касается аксонометрического плана усадьбы в Ивановке, то происхождение сути представленного изображения сводится к некоторым фотоснимкам, сохранившимся с того времени, а так же к тем старым документам в виде описей, планов, перечней, раскрывающих взаиморасположение объектов на территории усадьбы, что были обнаружены в Государственном архиве Тамбовской области. Надо сказать, что многие из них сохранились в хорошем качестве и были помещены в монографию об Ивановке /13/. В целях проверки мы провели математические пересчёты нескольких размерных параметров, указанных в этих документах, выведя их в метрическую систему мер. Результат сравнения с тем, что показано на плановой аксонометрической проекции старой усадьбы, оказался вполне приемлемым. Ещё, как нам объяснили сотрудники Музея-заповедника, для того, чтобы получить представления о пространственной ситуации в старой усадьбе, в конце 70-х годов были опрошены, жившие в то время свидетели дореволюционной эпохи. Кстати, некоторые из них помнили и С.В. Рахманинова. Все они были из числа пожилых людей деревни Ивановка. И, наконец, одним из основных документов в разрешении этого вопроса послужили воспоминания в записях и рисунках, оставленные двоюродной сестрой композитора С.А. Сатиной, дожившей до 1975 года. В итоге изображение, представленное в монографии, фрагменты которого вынесены на форзацы книги, всеми специалистами, связанными с Музеем-заповедником, признаётся точным. К сожалению, мы не получили ответа на вопрос о том, кто непосредственно занимался выполнением этого видового изображения, а, следовательно, и не могли переговорить с этим человеком.
Рис.1 План Ивановки. Рисунок из монографии «Ивановка. Времена. События. Судьбы» А.И. Ермаков, А.В. Жогов.
Всё выше сказанное позволило нам, приняв за основу план усадьбы Сатиных в Ивановке, взятый из монографии, выполнить пока в предварительном варианте чертёж горизонтальной проекции расположения основных объектов усадьбы в ретроспективе (рис. 2). В дальнейшем он послужит в разработке виртуального музея усадьбы Сатиных в Ивановке в историческом значении.
Рис.2 Реконструкция имения В.А. Сатина на фоне современной территории
То, что является нашей задачей в выполнении работы над грантом, должно отражать состояние Музея-заповедника на сегодняшний день. Для этого на предварительном этапе работы были на основе проведённых исследований (изложенных выше) подготовлены чертёжно-графические материалы, отражающие современную пространственную обстановку на территории действующего Музея–заповедника. Первым итоговым чертежом была плановая проекция рассматриваемой территории (черт. 2). Затем на его основе был выполнен чертёж в зенитной изометрии (черт. 3). Для их выполнения были проведены все необходимые исследования, потребовавшие выезды на место с целью проведения рекогносцировок, аэрофотосъёмок и общения с сотрудниками Музея-заповедника. Этот объём работ был проведён дважды. Первый выезд состоялся в начале сентября и при отличной погоде не принёс должных результатов, поскольку проведение аэрофотосъёмки камерой, установленной на летающем аппарате (подробнее об этом в другом разделе отчёта) оказалось малоэффективным из-за большой наполненности окружающего пространства листвой зелёных насаждений. Вторая поездка в Музей-заповедник во второй половине октября оказалась в этом плане более результативной. Обе рекогносцировки и входившие в них аэрофотосъёмки в открытых и - фотосъёмки в закрытых помещениях, проводились строго с соблюдением всех правил и норм при проведении соответствующих работ. Мы очень признательны руководству Музея-заповедника и его сотрудникам за содействие и общение.
Так же, как и при проведении предварительных работ по виртуальному музею в Вернадовке, дополнительную информацию, необходимую для создания видового изображения большого участка местности нам пришлось искать в интернете. Здесь источником информации послужили спутниковые карты. В дальнейшем при выполнении аксонометрического чертежа потребовались высотные параметры объектов. Мы не решились загружать своими просьбами сотрудников музея и не стали запрашивать чертежи строительной документации в Музее-заповеднике. С возникшим вопросом мы справились уже отработанным методом, воспользовавшись спутниковой картой в системе GOOGLMAP. Взяв изображение в подобранном масштабе, в каком был выполнен плановый чертёж, применили приёмы фотограмметрии и способы начертательной геометрии. В результате определили необходимые высотные отметки основных зданий и строений на территории современного Музея-заповедника. Итогом всех этих работ, как было сказано, явилась разработка карандашных вариантов чертежей исследуемых объектов, которые были приняты для выполнения последующих работ средствами компьютерной виртуализации.
В заключении этого раздела отчёта представим некоторые комментарии, которые, как мы считаем, должны дать пояснения к конечному результату выполненной работы - виртуальному музею С.В. Рахманинова в Ивановке.
Главный вход на территорию Музея-заповедника с южной стороны, где установлена ажурная металлическая ограда и ряд, растущих за ней зелёных насаждений. В центре ограды распашные ворота, представляющие собой прутковую металлическую конструкцию с изображением нотного стана и нанесенного на него фрагмента нот из романса С.В. Рахманинова «Апрель». В центре ворот на стыке створок выполнено в виде позолоченной металлоконструкции изображение музыкальной лиры.
Рис.3 Вход в музей. Фотография из Livejournal (https://def.livejournal.com/59700.html)
Главным объектом Музея-заповедника является усадебный дом. На ролике вы видите его двухэтажным в бело-голубой окраске с возвышающейся над крышей башенкой с застеклёнными гранями. Она служит в качестве источника дневного освещения, поступающего в центральную часть здания. Этот усадебный дом выполнен по проекту, составленному из хорошо сохранившихся фотографий 120-летней давности. Этот дом был восстановлен в 1995 году. Подход к нему по центральной аллее мимо здания школы со стороны главных ворот.
Другой, несколько меньший по объёму двухэтажный дом кирпично-деревянной постройки был воссоздан раньше в начале 80-х годов прошлого века. С него и началось создание объектов музея. В этом доме предпочитал останавливаться С.В. Рахманинов во время своих приездов в Ивановку. Об этом нас информирует сообщение, помещённое на памятной доске на стене дома.
Рис.4 Памятная доска. Фотография из Livejournal (https://def.livejournal.com/59700.html)
Весь садово-парковый ансамбль Музея-заповедника оформлен по видам, взятым со старых фотоснимков, сделанных в начале ХХ века. И вот здесь сразу хотим оговориться, поскольку статус музея позволяет вносить в него элементы декора и дизайна, которые имеют непосредственное отношение к главному назначению музея, но при этом нарушают первозданное состояние этого исторического объекта. Таких объектов на территории рассматриваемого Музея-заповедника нельзя сказать, что много, но они, конечно, есть. Как правило, все они выполняют памятное предназначение и воспроизводят образ С.В. Рахманинова. Так в 30-ти метрах от усадебного дома по аллее, ведущей к нему, установлен бюст С.В. Рахманинова, запечатлевший великого музыканта в момент дирижирования.
Рис.5 Бюст С.В. Рахманинова. Фотография из Livejournal (https://def.livejournal.com/59700.html)
Множество дорожек и ландшафтных аллей, вписанных в садово-парковую зону, являются несомненным украшением территории Музея-заповедника. На каждой из них есть комплекты для отдыха и бесед. Чаще всего, это беседки или парно установленные столики и диванчики. Обычно они выкрашены в белоснежный цвет. Их вы неоднократно увидите на ролике предлагаемого вам виртуального музея, и все они соответствуют своим прообразам в действительном музее.
Вся композиция Музея-заповедника расположена по одну сторону от большого пруда, который также является частью заповедника. В природный ландшафт береговой части изящно входят беседки, мостики и красиво оформленные выходы к водной глади. Их вы также можете увидеть в нашем варианте виртуального музея. Так на берегу залива в северной части пруда сооружена сценическая конструкция, дополненная рядами сидений для слушателей.
Рис.6 Ряды для слушателей
Интересно оформлены и интерьеры двух воссозданных главных объектов бывшей дворянской усадьбы. В этих домах выставлена обширная экспозиция, посвящённая жизни и творческой деятельности С.В. Рахманинова, а также владельцев усадьбы - тех людей прошлой исторической эпохи, которые явно были лучшими представителями экономики и культуры последних лет Российской империи.
В наше время в Ивановке, на территории представленного вам Музея-заповедника С.В. Рахманинова постоянно проходят музыкальные мероприятия, концерты, конкурсы, фестивали и даже научные конференции, связанные с развитием музыкального искусства.
Надеемся, что виртуальные музеи, созданные нашим творческим коллективом пока по двум памятным местам Тамбовского края, вызовут у вас дополнительный интерес к тем двум великим людям России, о которых мы рассказали в нашей работе. От себя хотим добавить, что, проведённые исследования не просто добавили нам опыта, знаний и профессионального мастерства. Выполнив их, мы прониклись чувством гордости от того, что их судьбы и их творчество были когда-то связаны с нашей малой родиной.
Источники информации
1. Отечественная история. Энциклопедия. Т.1. М., 1994; Вернадский В.И. Страницы автобиографии В.И. Вернадского М., 1981.
2. ГАТО. Ф.52 (В.И. Вернадский).
3. В.И. Вернадский и Тамбовский край. М., 2002.
4. Mapkarta. Ru /Тамбовская _обл/Пичаевский _район/Вернадовка /.
5. https://kartatut.ru/бинг_карты_посёлка_вернадовка. html
6. htpps://yandex. ru/images/search? Text=Дом%20 Музей%20 Вернадского
7. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М. Сов. Энциклопедия, 1989. С.1117.
8. ru. Wikipedia. org. |wiki| Рахманинов_Сергей_Васильевич.
9. Ивановка. Времена. События. Судьбы. /Труды Музея-усадьбы С.В. Рахманинова. Составители А.И. Ермаков, В.А. Жогов. М.: Издательство фонда Ирины Архиповой, 2008. – 192 с.
10. Там же с. 6, 7.
11. ru. Wikipedia. org/wiki/Сенар
12. Ивановка. Времена. События. Судьбы. /труды Музея-усадьбы С.В. Рахманинова. Составители А.И. Ермаков, В.А. Жогов. М.: Издательство фонда Ирины Архиповой, 2008. – с.44.
13. Там же с. 44 -47.
Обычно, создаваемый виртуальный музей должен обладать определённой спецификой, которая, в свою очередь, формируется направлениями исследований, на базе которых и создаётся виртуальный музей. В работе по выполнению гранта РНФ (проект № 19-18-00044) направления исследований памятных мест Тамбовского края определяются основной целью проекта – предоставление информации широкому кругу лиц, пользователей современных компьютерных технологий, о тех объектах, которые были когда то тесно связаны с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Из многочисленных возможных вариантов мы выбирали те, которые уже официально признаны как объекты культурного и исторического наследия. В первую очередь, нас интересовали те из них, которые в настоящее время являются музеями, рассказывающими о наших известных земляках – деятелях науки, культуры, искусства. В частности, на первом этапе работы мы решили заняться виртуализацией музейных комплексов, расположенных на территории Тамбовской области, посвящённых академику В.И. Вернадскому и композитору С.В. Рахманинову. Факты их многократного пребывания в Тамбовской губернии в конце XIX– начале ХХ веков имеют документальное подтвержден6ие как в архивных, так и в публицистических материалах. На их основе ещё в советский период и первые годы постсоветского времени были проведены работы, которые позволили создать музейные комплексы усадеб, где длительное время жили и работали В.И. Вернадский и С.В. Рахманинов.
Дом-музей В.И. Вернадского был открыт в 2003 году, а музей-усадьба С.В. Рахманинова действует с начала 80-х годов прошлого века и в сентябре этого года получил статус музея –заповедника регионального значения. Однако успешному развитию обоих музеев явно мешает их удалённость от областного центра области – города Тамбова. Посёлок Вернадовка, где располагается дом – музей В.И. Вернадского, находится на расстоянии 92 километров от Тамбова у границы с Пензенской областью. Музей – усадьба С.В. Рахманинова почти в 140-ка километрах к юго-востоку от Тамбова Это ведёт к незначительному числу посещения музеев и, как следствие, - к слабому распространению сведений об этих музейных объектах. Решение данной проблемы, конечно, требует большой их популяризации, чему, вне всяких сомнений, будет способствовать компьютерная виртуализация указанных объектов. В последнее время подобные научные разработки называют созданием виртуальных музеев.
Из сказанного можно сделать вывод, что область исследований в данной научной работе следует отнести сразу к нескольким научным направлениям: к краеведению, культурологии и музееведению. Следующий момент, который требует своей конкретики в обозначенной работе, определяется наличием и характером исследуемых существующих музейных объектов. Здесь, в первую очередь, необходимо определиться с предметом (объектом) исследований.
Чаще всего, при разработке виртуальных музеев, когда они отражают действующие, в качестве предметов (объектов) исследования принимают экспонаты последних. Однако в нашем случае при решении этого вопроса мы руководствовались другими соображениями. Дело в том, что мы ставим перед собой задачу показать не внутреннее содержание музейных залов выше упомянутых объектов в Вернадовке и Ивановке, а те усадебные комплексы, которые и представляют собой главное музейное содержание. Такой подход выбран нами в связи с тем, что в своих исследованиях, как и в их результатах, мы хотим показать с помощью компьютерных технологий ту реальность, которая в своё время окружала В.И. Вернадского и С.В. Рахманинова в годы их пребывания в Тамбовской губернии. Естественно они не могли проживать в помещениях, интерьер которых, в наши дни создают установленные и увешенные в них музейные экспонаты. Тогда этот интерьер был во многом иным, что вполне понятно и не может быть предметом лишних рассуждений. Другое дело – расположение, а также внешний вид тех зданий, хозяйственных построек, приусадебных участков, садово-парковые зоны которые входили в усадебный комплекс. На наш взгляд они в большей степени отражают реальную ситуацию того времени, когда здесь были В.И. Вернадский и С.В. Рахманинов. Таким образом, основными объектами нашей исследовательской работы по созданию виртуальных музеев следует считать пространственное оформление (содержание) ныне действующих музеев-усадеб. Их действительное расположение в пространстве, ландшафтное окружение и взаимное геометрическое размещение и будут являться той основой, на которой создаётся видовое изображение разрабатываемого виртуального музея.
Музей-заповедник • С.В. Рахманинов • Фотоматериалы • Создание дома-музея • Визуализация • Реконструкция
Тур 360°: Усадьба | Дом Сатина | Флигель