logo 1

Тамбов. Ул. Коммунальная (Гимназическая)

Luka7 1На сегодняшний день заслуги Святителя Луки отмечены в Тамбове должным образом. Его именем названа одна из городских больниц, ему установлены два бюста и один памятник, в память о нём принято  решение о переименовании отрезка улицы, на которой он проживал в городе с 1944 по 1946 годы. Уже более двух лет прошло с того времени, когда  в доме, где жил архиепископ, организован музей Святителя Луки. Однако, как показывают статистические опросы в городе Тамбове до сих пор слишком большой процент жителей, которым просто известно, что был когда-то священнослужитель, которого называли архиепископ Лука. На удивление скупы знания по этому вопросу и у тамбовской молодёжи. Часто в лучшем случае молодые люди могут сказать, что видели в городе скульптурные изваяния этого человека, и всё. Такое положение дел остаётся нетерпимым. Молодёжь нуждается в информации об удивительном человеке, который жил и работал в Тамбове. Его принципы, среди которых главным было стремление делать добро людям, остаются актуальны и в наши дни. То, что сделано в Тамбове для увековечивания памяти архиепископа Луки – благое  и нужное дело. Однако этого мало. Жители города и всей страны в целом явно нуждаются в информации. Последняя, в свою очередь, должна быть представлена современными информационными источниками. Молодые люди в наше время не стремятся получить её из книжных и журнальных источников. Им нужны современные компьютерные технологии.

Мы предлагаем реализовать накопившийся у нас опыт в плане создания виртуальных краеведческих музеев с целью проведения аналогичной работы по тем объектам, которые были связаны с пребыванием в Тамбове архиепископа Луки. Таковыми были те тамбовские  здания, в которых в годы Великой Отечественной войны располагались эвакуационные госпиталя. Именно в них, в первую очередь, известный хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий проводил консультации своих коллег и оперировал раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Свои проповеди архипастырь Лука оглашал в Покровском соборе города Тамбова. Каждый раз группа прихожан по окончанию службы сопровождала архиерея к дому, в котором он проживал. По профессиональным делам В.Ф. Войно-Ясенецкий много раз бывал в административных городских и областных организациях. Большая часть из этих объектов сохранилась до наших дней. Это позволяет создать  информационный портал с использованием современных средств компьютерных видовых изображений, дополнив их текстовым и звуковым сопровождением. Такой вариант представления информации о пребывании в Тамбове Святителя Луки, профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого несомненно будет интересен и жителям города и его гостям.

Не оставляет сомнений то, что такой путь представления информации об одном из великих людей, чей жизненный путь оказался связан с нашим Тамбовским краем, будет востребован тамбовской молодёжью. Актуальность предлагаемой разработки определяется тем, что  ранее ничего подобного о жизни и деятельности архиепископа Луки в таком варианте не проводилось.

Основными объектами г. Тамбова, которые чаще всего посещал архиепископ Лука являются: Покровский собор города Тамбова, здание Тамбовского пединститута и военного госпиталя (б. Тамбовская духовная семинария), Прибрежная застройка вдоль набережной реки Цна.

Покровский собор города Тамбова . Несомненно, самым главным объектом, который чаще всех других посещал архиепископ Лука, был Покровский храм, расположенный на улице Набережная на левом высоком берегу канала реки Цна. Тот внешний вид здания собора, в котором он находился в начале 1944 года, был унаследован с 1763 года. В указанном году Покровская церковь в южной части города Тамбова была построена в каменном исполнении. Однако до этого  на её месте находилась деревянная Покровская церковь, первое упоминание о которой относится к 1658 году. Примерно через сто лет первая деревянная церковь была уничтожена пожаром, а на этом же месте вскоре приступили к строительству нового каменного собора.  В далёком 1682 году, когда крепость Тамбов превратилась в главный форпост государства Московского на юго-восточных рубежах, это было уже большое поселение, жители которого выполняли не только военные оборонительные функции, но и занимались ремёслами, торговлей и священным служением. Во всех слободах, которые к тому времени вышли за пределы главной крепости и окружили её со всех сторон, появились церкви. Последние фактически были центрами этих слобод, и, таким образом, формировали будущую геометрическую структуру застройки города. В южной стороне от крепости по берегу реки появилась слобода, которую заселили, так называемые, тягловые крестьяне. Центром этой слободы стала Покровская церковь. От неё и окрестная слобода стала называться Покровской. Уже на рубеже XVII и XVIII веков вокруг ещё деревянной Покровской церкви образовалась свободная незастроенная территория с южной стороны от церкви было небольшое кладбище, а с северной стороны, где свободной площади было больше, жители Покровской слободы на протяжение XVII – XIX частично использовали под огороды. Новая каменная церковь, построенная в 1763 году, была выполнена в обновлённом стиле православной церковной архитектуры, который стал входить в практику церковного строения в послепетровскую эпоху. Здание церкви получилось несоразмерно узким, но этот видовой недостаток устранялся лестницами, которые, выполненные по обеим сторонам собора, вели на второй этаж. Предположительно изначально они были изготовлены из камня, а позже переделаны в металлические конструкции. Тогда же в архитектурном облике Покровской церкви впервые в Тамбове колокольня предстала как единая составляющая, входящая в общий ансамбль здания. Вход, сделанный с восточной стороны колокольни, представлял собой начало ещё одной лестницы, которая с двух сторон опоясывала нижний ярус колокольни и приводила на второй этаж. По предположению сегодняшних священнослужителей Тамбовской епархии до какого-то времени эта лестница была открытой сверху [13].

Покровский собор. Фотография начала XX века

 Рис.1 Покровский собор. Фотография начала XX века

В середине XIX века увеличившиеся население города и бывшей Покровской слободы потребовало строительства нового православного храма. Его заложили в 1848 году буквально в нескольких метрах к западу от Покровской церкви. Во второй половине того же века в основном церковные службы были перенесены в Ново-Покровский собор, который оказался значительно больше старой церкви. Несколько следующих лет службы в старой церкви проводили только по большим церковным праздникам. С 1903 года Старая Покровская церковь была объявлена воинской церковью и стала обслуживать в основном военнослужащих тамбовского гарнизона.  В годы советской власти она до начала 30-х годов продолжала действовать, хотя эти годы с большой оговоркой можно считать годами настоящего (согласно всем канонам Православия) церковного служения. В середине 30-х годов Старая Покровская церковь была закрыта. На её верхнем этаже, как ни странно, было устроено общежитие для молодых рабочих завода «Комсомолец», который в то время начал действовать в Тамбове в следующем квартале к югу от церкви. Нижний этаж помещения церкви был отведён под склад. В те же годы была закрыта и Ново-Покровская церковь, а в 1940 году здание этой церкви было окончательно разобрано.

6

 Рис.2 Покровская церковь. Фотография 20-50-х годов XX века. Архив Марины Климковой.

13 октября 1943 года накануне престольного праздника Покрова Старо-Покровский храм был вновь возвращён в лоно Русской Православной церкви.  Об этом говорилось в секретном правительственном постановлении, поступившим из Москвы [14]. Это давало юридическое право на проведение богослужений в Покровской церкви города Тамбова. Фактически с открытием этой церкви в Тамбовской области была восстановлена деятельность Тамбовской епархии. Первое время она находилась под управлением Саратовского епископа Григория Чукова, но уже в феврале следующего 1944 года руководить Тамбовской епархией стал епископ Лука. Настоятелем вновь открытой церкви, которая становилась Кафедральным собором Тамбовской епархии, был назначен протоиерей Иоан Леофёров [15].

Прибрежная застройка вдоль набережной реки Цна. По воспоминаниям, сохранившимся с того времени, когда архиепископ Лука жил в Тамбове, на службу  в Покровский собор, а тем более со службы его всегда сопровождал кто-то. Иногда это были священнослужители, но чаще его сопровождали верующие люди, те, что слушали его проповеди, исповедовались у него, были среди сопровождавших его людей и те, кто нуждался в его совете, в его помощи как священника, так и врача. И каждый раз  из церкви к дому, где по улице Комсомольской проживал архиепископ, они все проходили один и тот же маршрут.

Большая часть их пути проходила по дорожке, идущей вдоль берега реки. Тогда по правую сторону на крутом склоне реки довольно плотно друг к другу стояли несколько домов. Лишь некоторые из них фундаментом выходили на самый верх горизонтальной прибрежной террасы, а в основном они были построены на крутом склоне и стояли на прочных опорах, заменявших фундамент. Часть из них были построены ещё в те годы, когда этот прибрежный участок города относился к Покровской слободе.

499d9d5e192ffc1235ee452af706ffc2

 Рис.3 Вид на ул. Набережную. Фотография 30-х годов XX века. Виден деревянный мостик и еще не разрушенная Старо-Покровская церковь

Здание Тамбовского пединститута и военного госпиталя (б. Тамбовская духовная семинария). Ещё один объект, который постоянно встречался на пути Валентина Феликсовича и тех, кто сопровождал его, это - большое здание, в котором в одном крыле располагался Тамбовский государственный педагогический институт, а в другом находился эвакогоспиталь № 5953. В то время это было самое большое по объёму и одно из самых старых зданий города Тамбова. У фасадной стены проходит тротуар, затем проезжая часть улицы, а по другую сторону длинный сквер, сплошь засаженный сиреневыми кустами, который в то время официально назывался Студенческий, хотя среди горожан были лишь единицы, кто знал об этом названии. За сквером – крутой спуск, весь застроенный частными домами, а внизу, вдоль кромки канала реки лодки, сложенные друг на друга, до начала лодочного сезона.

Здание, о котором мы упомянули выше, своей историей уходит в далёкий XVIII век. На этом месте в мае 1785 года началось строительство каменного двухэтажного корпуса Тамбовской духовной семинарии, разрешение на постройку которой давала императрица Екатерина Великая. Сегодня нет возможности точно сказать было ли это строительство на свободном участке, либо до этого здесь что-то уже находилось. Однако место для духовного учебного заведения было выбрано с любовью. Фасад здания смотрел на канал реки, на далёкие заречные луга и на проглядывавший в дали лес, из-за которого каждое утро всходило солнце. В начале XIX века с северной и южной сторон главного корпуса были пристроены одноэтажные флигели, которые через 10-15 лет были достроены вторыми этажами. В 1823 – 1826 годах с южной стороны был построен двухэтажный корпус с колоннадой на фасаде второго этажа. В 1909 году в здании Тамбовской семинарии началась самая большая реконструкция. В результате весь главный корпус был достроен третьим этажом. С южной стороны, которая выходит на Покровскую площадь, было пристроено двухэтажное крыло, где обустроили домовую церковь во имя святых Кирилла и Мефодия. Проведённая перестройка привела к тому, что фасад здания утратил свою строгую симметричность и с пор уже 110 лет внешний облик здания фактически не поменялся. Таким его видел и архиепископ Лука.

1398 cr

 Рис. 4 Здание Духовной семинарии. Фотография начала XX века.

За почти 150-летний период существования Тамбовской семинарии из её стен вышли многие выпускники, ставшие достойными священнослужителями. Достаточно вспомнить оптинского старца Амвросия, которого и сейчас почитают православные верующие люди. Из стен  семинарии вышли будущие известные тамбовские краеведы С. Березнеговский и И. Дубасов. Здесь учились будущие писатели. Известные русские литераторы XIX века А. Левитов и Н. Аристов. Несмотря на суровые порядки, царившие в тамбовской семинарии, революционные идеи и настроения в первые годы ХХ века овладели умами многих семинаристов. В 1905 году они приняли активное участие в революционных выступления учащихся в городе Тамбове, за что большинство из них были тут же исключены из семинарии. В их числе оказались К. Островитянов и А. Воронский. Первый из них в последующие годы занялся революционной деятельностью, а позже стал известным экономистом, членом Академии наук. Второй так же сначала был активным участником революции, а позже стал известным литератором.

В 1918 году Тамбовская семинария была закрыта. Вскоре здесь появилась 15-я пехотная школа красных командиров Рабоче-крестьянской Красной Армии. Тогда большая часть семинарского имущества была предана огню, а интерьер помещения получил значительные изменения. В конце 20-х годов в корпусах бывшей семинарии стал действовать рабфак, готовивший рабочую молодёжь к продолжению образования в вузах. Во второй половине 30-х годов рабфак сменили факультеты Тамбовского педагогического института. Однако в годы Белофинской и, последовавшей за ней Великой Отечественной войн, аудитории института пришлось переоборудовать под операционные помещения и лечебные палаты эвакогоспиталя № 5953. За институтом сохранялась только половина здания. Так продолжалось до конца лета 1944 года. Далее госпиталь и пединститут были выведены из этого здания, а оно было полностью передано образованному в Тамбове Суворовскому училищу.

3

 Рис.5 Тамбовское суворовское училище. Вероятно, 50-е годы XX века.