Краткие сведения из биографии В.Ф. Войно-Ясенецкого до переезда его в г. Тамбов
Одним из ярких деятелей России, судьба которого связана с Тамбовской Землей, является Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961гг.) - религиозный деятель, архиепископ, известный российский и советский врач, доктор медицинских наук и доктор богословия, лауреат Сталинской премии первой степени. Сегодня об этом человеке написано много книг, выполнены и другие информационные источники, посвящённые его жизни и деятельности, но интерес к этому легендарному человеку, совместившему служение Богу и науке, продолжает нарастать. В последние годы в кругах тамбовской общественности всё чаще и всё больше вспоминают то недолгое время, когда архиепископ Лука жил и работал в Тамбовском крае, где он в самом прямом смысле этого слова, исцелял тела и души людей.
Тамбовский период в жизни архиепископа Луки, В.Ф. Войно-Ясенецкого длился всего 2 года и 3 месяца, но по собственному признанию был особенным для него [1]. В Тамбове он в полной мере почувствовал себя архиепископом. Здесь впервые его труды по медицине получили наивысшее государственное признание [2]. В годы его пребывания в Тамбове вышли в свет его главные научные монографии [3]. По признанию архиерея Луки в годы служения в Тамбове у него в полной мере проявился талант проповедника. Эти годы принесли Войно-Ясенецкому В.Ф. самое широкое его признание, известность и популярность во всей стране. Это проявилось, прежде всего, в присуждении ему Сталинской премии первой степени за труды в области медицины [4]. Большая часть денежных средств от этой премии была потрачена В.Ф. Войно-Ясенецким на нужды детских домов Тамбовской области. Сегодня, когда прошло 75 лет со времени «жития в Тамбове архиепископа Лики» мы, изучая архивные материалы, связанные с его пребыванием здесь, можем уверенно сказать, что именно этот небольшой период в его жизни был очень значимым для самого священнослужителя, учёного, легендарного человека В.Ф. Войно-Ясенецкого. Здесь на Тамбовской земле в его судьбе произошло то, что можно назвать переворотом во всей его жизни. Здесь, по прошествии долгих лет страданий и многотерпения Валентин Феликсович – Святитель Лука впервые стал признанным в стране, необходимым для неё человеком, с чьим образом жизни и мировоззрением начали считаться представители государственных и общественных структур. В годы его служения в Тамбове впервые за всю его жизнь власть была вынуждена начать считаться с ним, уважать его условия и выполнять их. Такого раньше не было. Впервые к нему отказались применять меры принудительного характера, которых ранее было в избытке. Можно сказать, что и сама власть в лице административных и партийных чиновников впервые ощутила некоторую боязнь в общении с ним, вызванную огромным авторитетом В.Ф. Войно-Ясенецкого как доктора медицины и как священнослужителя. Партийные и административные чиновники стали искать подходы и предлагать компромиссы в решении целого ряда взаимных отношений с талантливым врачом, высокоавторитетным специалистом и активным деятелем Русской Православной церкви. В подтверждение этих слов приведём кратко главные факты из его биографии.
Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье фармацевта – потомка старинного дворянского рода. Курс мужской классической гимназии проходил в городах Кишинёве и Киеве. В последнем к тому же активно занимался рисованием. Первоначально собирался стать художником и с этой целью после завершения гимназического курса продолжил обучение в Мюнхене (Германия). Однако через несколько месяцев вернулся в Киев, где сначала поступил на юридический факультет университета, а затем перевёлся на медицинский факультет, сознавая, что именно эта деятельность более всего соответствует его способностям и наклонностям. Диплом врача В.Ф. Войно-Ясенецкий получил в 1903 году. В период Русско-японской войны 1904-1905 годов он был хирургом в лазарете общества Красного Креста в Забайкалье, где проводил хирургические операции над военными ранеными. Следующие 12 лет доктор Войно-Ясенецкий занимался медицинской практикой в земских больницах Симбирской, Саратовской, Курской и Ярославской губерниях. В эти годы врачевание он совмещал с научной деятельностью, связанной с приобретённым в военных лазаретах опытом по гнойной хирургии. В 1915 году обобщённые результаты его исследований были впервые опубликованы в монографии «Региональная анестезия» и сразу получили признание в научных медицинских кругах. С марта 1917 года В.Ф. Войно-Ясенецкий стал работать главным врачом и хирургом в Ташкентской городской больнице [5]. При этом он с раннего детства был глубоко верующим человеком и всегда строго соблюдал все каноны Русской Православной церкви. Однако смерть его супруги, в результате которой он остался с четырьмя малолетними детьми в тех условиях, которые несла с собой Гражданская война, заставила его ещё больше искать надежду и опору в вере в Бога. Валентин Феликсович стал постоянным участником собраний местного православного общества. На благочестивый образ мирянина, который прекрасно знал Священное писание и все требы Православной церкви, обратил особое внимание архиепископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий. Это от него вскоре В.Ф. Войно-Ясенецкий получил предложение стать священником, на что без колебания ответил своим согласием. В апреле 1921 года сорока четырёхлетний врач, опытный хирург, чьи научные разработки уже были признаны его коллегами, был тайно рукоположен в сан диакона. Недолгое безупречное служение его в этом церковном чине уже через неделю позволило ему стать священником Ташкентского кафедрального собора. А вскоре отец Валентин, как стали теперь в церкви называть Валентина Феликсовича, получил благословение на православное служение самого Патриарха Тихона, в котором тот призывал его не оставлять и своей научной деятельности. С этого момента в одном человеке нашли сочетание два главных направления, каждому из которых он оставался верен до самого конца своей жизни. Далее неиссякаемая и непоколебимая вера в Бога всегда помогала ему в неутомимой деятельности врача. С 1920 года В.Ф. Войно-Ясенецкмй к деятельности врача добавил преподавательскую деятельность. Он стал профессором кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии в созданном Туркестанском университете. В 1923 году Войно-Ясенецкий принял монашеский постриг с именем евангелиста Луки, который, согласно Святому писанию, служение Богу сочетал с деятельностью художника и врача. В том же году миряне и духовенство выдвинули его на руководство Туркестанской и Ташкентской епархии. Однако новопоставленный епископ Лука смог совершить в кафедральном соборе только одну воскресную литургию, после чего он был арестован органами ГПУ. Следующие одиннадцать лет он в основном провёл в качестве заключённого. Власти всеми силами и мерами пытались заставить Войно-Ясенецкого отречься от его подвижнической духовной деятельности. Вскоре череда арестов и тюремного заключения сменилась высылкой. Цель которой оставалась прежней – оторвать Валентина Феликсовича от служения Богу. Общая череда репрессий, применявшихся к нему, длилась ровно 20 лет. Их Войно-Ясенецкий с кратковременными перерывами провёл в ссылках и тюрьмах. Ему пришлось побывать в Бутырской и Таганской тюрьмах Москвы. А в качестве ссыльного под надзором органов ГПУ и НКВД он находился в Архангельске, Новосибирске, Тюмени, Омске, Енисейске, Туруханске. Был он ссыльным и в посёлке Плахино у полярного круга. Последним местом ссылки архиепископа Луки был город Красноярск. Избежать высшей меры наказания непокорному узнику Войно-Ясенецкому в отличие от многих тысяч других священнослужителей удалось только благодаря другой составляющей его жизненного пути. Талантливый врач, перспективный учёный был нужен стране и это, несмотря на все репрессии и издевательства, применявшиеся к нему, не доводило до самого страшного. С самых первых дней Великой Отечественной войны В.Ф. Войно-Ясенецкий просил направить его на работу в военные госпитали. Он отправил на имя председателя Верховного Совета СССР М.И. Калинина телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий отбываю ссылку в посёлке Б. Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказывать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу мою ссылку прекратить и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». В октябре 1941 года В.Ф. Войно-Ясенецкий переводится в город Красноярск, где начинает работу врачом-консультантом во всех военных госпиталях города. Официально ссылка епископа Луки на этом была прекращена. Однако В.Ф. Войно-Ясенецкого не устраивало отдаленное от центра Православной Московской метрополии место его проживания. Для участия в работе Православного Синода он должен был тратить не менее двух недель только на одни переезды. В свою очередь, долгое отсутствие отрицательно сказывалось на его деятельности в качестве главного хирургического консультанта в госпиталях Красноярска. По этой причине он был вынужден просить наркомат здравоохранения подыскать ему другое место работы ближе к фронту и к административному центру страны. Вскоре такое место было найдено. На этот раз В.Ф. Войно-Ясенецкий был по распоряжению наркомата переведён на работу в госпитали города Тамбова. Это произошло в январе 1944 года.
Информация о пребывании В.Ф. Войно-Ясенецкого в Тамбове (февраль 1944 – май 1946 года)
В феврале 1944 года, когда В.Ф. Войно-Ясенецкий приехал в Тамбов, в городе действовала всего одна церковь – Покровский собор. Ещё одна действующая церковь находилась в городе Мичуринске. Всего в области было две действующих церкви. Возрождение Православия на Тамбовской земле стало основной задачей перед архиепископом Лукой. С этой целью он и был определён Патриархом Сергием в Тамбовскую епархию в новом сане – архиепископа Тамбовского. Конечно, и здесь он в первое время встретился, если не с открытым противостоянием, то уж точно с недовольством со стороны местных представителей власти. С их стороны в деятельности нового архиерея не было оказано никакой помощи, только одни проволочки и административные препятствия приходилось преодолевать ему в течение первого полугодия жизни в Тамбове. Достаточно сказать, что обязательное утверждение регистрации его у уполномоченного по делам церкви по Тамбовской области Войно-Ясенецкий получил только в ноябре 1944 года. Формально он лишь с этого времени мог начать заниматься делами по возрождению Тамбовской епархии. Однако уже через неделю после приезда в Тамбов архиерей произнёс свою первую проповедь в Покровском соборе города Тамбова [6].
О проповедях, которые архиепископ Лука многократно произносил во время своих служб, обращая их к мирянам, до сих пор в Тамбове вспоминают с любовью. Действительно некоторые из верующих специально записывали их, потом передавали их тем людям, которым они доверяли, и часть этих записей удалось сохранить до наших дней. В то же время тексты многих проповедей, произнесённых архиепископом в Покровском соборе за годы служения в Тамбове, стали предметом тщательного изучения в ведомстве уполномоченного по делам церкви в Тамбовской области. Часть содержания их под грифом «нездоровые высказывания» передавалась в областное управление КГБ [8]. Многие верующие, присутствовавшие на его проповедях, вспоминали, что архипастырь всегда с большим душевным подъёмом читал свои проповеди. В эти минуты эмоции переполняли его настолько, что голос его изменялся, а из глаз текли слёзы. Это явно свидетельствовало о самобытности и силе чувств человека, который внешне всегда казался воплощением твёрдости и непоколебимости. Такое сочетание стойкости и душевной доброты делало архиепископа Луку непревзойдённым проповедником. Сам же он часто в своих проповедях вспоминал преподобного Серафима Саровского, чьё духовное служение также было связано с Тамбовом и Тамбовской епархией [9].
О первых своих днях пребывания в Тамбове В.Ф. Войно-Ясенецкий писал своему сыну Михаилу следующее: «… Город недурной, почти полностью сохранивший вид старинного губернского города. Встретили меня здесь очень хорошо…» [7]. Действительно среди духовных сподвижников нового архиепископа и простых мирян оказались люди, которые помогли ему обустроиться на новом месте и снабдили его всем самым необходимым для начала духовного служения. В качестве жилья В.Ф. Войно-Ясенецкий получил две маленькие комнатки в частном доме семьи Зайцевых по адресу: ул. Комсомольская, 9. Этот дом находился буквально в 300-х метрах от Покровского собора в Тамбове. В соседнем доме проживали прямые наследники одного из бывших тамбовских священников – Романовского А.А. Со своими коллегами по церковному служению и с городскими мирянами у архиепископа с первых дней сложились доверительные отношения. В тоже время, следует отметить, что никакой информации о приезде в Тамбов нового архиерея ни по радио, ни в печати не было. Однако, несмотря на такое неуважение к священнослужителю со стороны местных властей, молва о его появлении в городе быстро распространилась среди горожан. Уже на первой службе, проведённой им, всё помещение первого этажа в Покровском храме было заполнено прихожанами. И с каждой службой, которую новый архиепископ проводил, желающих помолиться с ним только прибывало. С февраля 1944 года, когда в Покровской церкви стал служить архиепископ Лука, она получила статус кафедрального собора Тамбовской епархии.
Что касается второго направления в деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого, то здесь его востребованность безоговорочно подтверждалась и коллегами по здравоохранению и представителями местной власти. В то время тамбовская госпитальная база испытывала огромную потребность в профессионалах такого высокого уровня. В.Ф. Войно-Ясенецкий с первых дней пребывания в Тамбове стал исполнять функции главного хирурга и консультанта во всех военных госпиталях, находившихся на территории области. Таких было в общей сложности до 150-ти. Однако чаще других хирург Войно-Ясенецкий проводил консультации врачей, осматривал раненых и оперировал их в госпиталях, располагавшихся на территории города Тамбова.
Только в течение первого полугодия работы в Тамбове В.Ф. Войно-Ясенецкий проконсультировал свыше 1000 раненых и провёл 90 операций. «В медицинском направлении дела сразу пошли хорошо» - так В.Ф. Войно-Ясенецкий пишет о начале своей работы в Тамбове. «Работа в госпитале идёт отлично, зреет монография о лечении хронических огнестрельных эмпием плевры. Читаю лекции врачам о гнойных артритах. Свободных дней почти нет. По субботам два часа принимаю в поликлинике. Дома не принимаю, ибо это уже совсем непосильно для меня. Но больные, особенно деревенские, приезжающие издалека, этого не понимают и называют меня безжалостным архиереем. Это очень тяжело для меня придётся в исключительных случаях и на дому принимать» [10].
К осени 1944 года во всех госпиталях города заметно увеличилась хирургическая активность в лечебном процессе. Эвакуационный госпиталь № 5356 в силу ряда причин, вызванных передислокацией госпиталей в виду перемещения линии фронта на запад, был переведён в здания школ № 6 и 7 на улицу Советская в городе Тамбове. В этом госпитале В.Ф. Войно-Ясенецкий в основном и проводил операции, для чего здесь была полностью воссоздана та операционная обстановка, в которой профессор-хирург привык проводить свои операции. Здесь он в полной мере мог применять ту хирургическую тактику, которая была изложена в его работе «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Окончательно работа над этой монографией была завершена В.Ф. Войно-Ясенецким в Тамбове летом 1944 года. Работая здесь в должности профессора хирургии, и проводя многочисленные консультации других хирургов военных госпиталей, В.Ф. Войно-Ясенецкий подготовил и провёл в 1945 году 10 лекций для врачей-хирургов с демонстрацией самого операционного процесса. Кроме этого он выезжал 3 раза в Москву для участия в заседаниях госпитального совета НКЗ РСФСР. Там он, общаясь со своими коллегами, знакомился с новыми методами в своём научном направлении и привозил в Тамбов много новой медицинской литературы. Эти поездки он совмещал с участием в синодальных соборах Русской Православной церкви.
Уже после окончания войны, когда ситуация в городе с военными госпиталями значительно изменилась (их стало меньше) В.Ф. Войно-Ясенецкий в основном работал в госпитале № 5356, который находился в здании школы № 6 . Здесь для лечения больных он широко применяет такие методы, как лечебная физкультура, физиотерапия, трудотерапия. К началу 1946 года в Тамбове оставалось 4 госпиталя вместо 21, которые были в начале 1943 года. Количество раненых, находившихся на лечении в городе Тамбове, сократилось с 13 тысяч до 1500 человек, однако это были все тяжело раненные, лечение которых было сложным и длительным. Начиная со второй половины 1945 года и до отъезда из Тамбова в мае 1946 года В.Ф. Войно-Ясенецкий операционно-хирургическую деятельность сочетал с научной работай. Последняя в основном заключалась в том, что составляя отчёт для облздравотдела о проведенной им врачебно-практической деятельности, Валентин Феликсович одновременно приводил в систему тот огромный опыт новых хирургических приёмов, который ему удалось собрать во время работы в тамбовских госпиталях. Весь этот научный материал был изложен им во втором издании монографии «Очерки гнойной хирургии» и стал достоянием последующих поколений отечественных и зарубежных хирургов. Всего за два с лишним года пребывания в Тамбове профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий провёл свыше 1000 хирургических операций, в которых не было ни одного летального исхода. Даже операций, проведённых им с ампутацией раненых конечностей, было не более 5% от общего числа. Летом 1945 года, на состоявшемся в Москве 4-ом пленуме Госпитального совета Наркомздрава СССР и РСФСР, на котором подводились итоги работы системы здравоохранения за военный период, о трудах и научных достижениях профессора Войно-Ясенецкого не было сказано ни слова. Однако предварительно Валентин Феликсович получил предложение на его участие в этом научно-медицинском форуме. В ответ он предупредил, что как архиерей он может работать и выступать на пленуме только в облачении священнослужителя. После долгих выяснений руководство Наркомата поступило так, как было предписано в указании из органов НКВД, где говорилось, что участие профессора Войно-Ясенецкого нежелательно. Но даже это не послужило причиной для отказа в награждении В.Ф. Войно-Ясенецкого Сталинской премией. Он был удостоен высочайшего признания в виде Сталинской премии I степени в 1946 году за научные труды, посвящённые актуальным проблемам гнойной и военно-полевой хирургии, которые были окончательно завершены им во время пребывания в Тамбове. Апрель 1946 года стал наивысшей точкой популярности Войно-Ясенецкого хирурга и архиепископа. В этот период о нём писали и говорили средства массовой информации, сообщала о нём и церковная печать. 130 тысяч из 200 тысяч рублей высочайшей государственной премии Валентин Феликсович сразу же передал в фонд государства «для оказания помощи сиротам, жертвам фашистских извергов» [12].
Тамбовский период жизни В.Ф. Войно-Ясенецкий провёл один без родных и близких ему людей, которых пришлось оставить в Сибири. Конечно, ему постоянно помогали домоработницы из числа верующих женщин, активно заботились о нём люди, чьим родным профессор оказал медицинскую помощь, а нередко и вернул их к жизни. Били у него единомышленники и среди коллег-врачей. Как правило, это были выходцы из семей церковнослужителей. Среди них были опытные тамбовские хирурги П.А. Шевелевский и Т.М. Гроздов [11]. Иначе воспринимали молодые врачи – коллеги В.Ф. Войно-Ясенецкого по медицинской деятельности его непоколебимую веру в Бога, его деятельность в возрождении Тамбовской епархии. Они были воспитаны в период воинствующего атеизма и не могли признать другую сторону в жизни того человека. Тем не менее, они признавали его непререкаемый авторитет врача, учёного, руководителя в области здравоохранения. Несмотря на огромный круг общения, Валентин Феликсович без родных людей всё-таки оставался одиноким в Тамбове. Своё утешение в этом он находил в любви со стороны многочисленной паствы. Только это придавало ему запас жизненных сил.
К началу служения архиепископа Луки в Тамбовской епархии было всего два действовавших храма. В апреле 1946 года действующих церквей в епархии было уже 26. Возрождение епархии в православной Тамбовской области, несмотря на постоянные и многочисленные препятствия со стороны советских и партийных властей, явно признавалось всеми. Отмечал это и сам архиепископ Лука. Но, согласно церковной заповеди «жизненные пути всего сущего неисповедимы». В мае 1946 года архиепископ Лука покинул Тамбов – город, в котором он по его же словам «впервые почувствовал себя настоящим архиереем». Далее его служение Богу продолжилось в Крымской епархии.