Информация к разделу "Виртуальный музей"
- Информация к разделу "Виртуальный музей"
- XVII век. Основание крепости Тамбов.
- Юго-восточный участок крепости «Тамбов» - объект виртуального музея
- Экскурсии по виртуальному музею. Первый шаг в ретроспективе (2012-2000 годы)
- Второй шаг в ретроспективе (2000 – 1987годы)
- Третий шаг в ретроспективе (1987 – 1967 годы)
- Четвёртый шаг в ретроспективе (1967 – 1925 годы)
- Анализ результатов и выводы по информационной составляющей виртуального музея
- Список информационных источников
- Все страницы
Анализ результатов и выводы по информационной составляющей виртуального музея
Виртуальный музей – что это? До сих пор нет единого мнения по поводу того как ответить на этот вопрос. Некоторые, как доктор искусствоведения, руководитель Лаборатории музейного проектирования Школы дизайна НИУ ВШЭ, А. Лебедев считают, что виртуальный музей обязательно должен предполагать, разработанное компьютерными технологиями трёхмерное пространство, в которое помещаются изображения реальных музейных предметов [58]. Другие наборы всевозможных изображений, имеющих отношение к музейному делу, выполненные с помощью компьютерных технологий, предлагается « называть альбомами, базами, электронными каталогами, но только не виртуальными музеями».
Однако мы опираемся на то, что Министерство культуры Российской Федерации поддерживает проект «Виртуальный музей архитектуры», которые разрабатывается научными сотрудниками Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева [59]. Научное направление, которым они занимаются, судя по выведенным в Интернет сведениям, напоминают то, что делаем мы. Сайт виртуального музея – vma.muar.ru – представляет уникальную возможность для самой широкой аудитории познакомиться с историей архитектуры, которая разворачивается на примерах построек и проектов в современной фотосъёмке и музейных материалах. Пока никакой более подробной информации по этому, схожему с нашей научной работай, музею не обнаружено. Однако можно предположить, что раз они берут в качестве объектов исследований единицы хранения из музейных фондов, к которым относятся фотографии и изображения, и работают при этом над созданием музея, то и мы, используя аналогичные объекты исследований, взятые из тамбовского музея и архива, вправе считать, что также работаем над созданием музея.
С другой стороны, как можно ещё характеризовать те варианты представления информации об изменениях в городской застройке, которые мы представили вам в предыдущем параграфе? Конечно, это – экскурсионный вариант, который чаще всего применим в музеях. Термины «альбом, база, электронный каталог» для таких разработок, как наша и та, что выполняется в Государственном музее архитектуры, считаем неуместными.
Наконец, то, что музей, предлагаемый нами, мы называем «виртуальным» подтверждается не только тем, что основное видовое изображение участка городской застройки предлагается выполнять современными компьютерными технологиями, а ещё и тем, что большая часть всех видовых изображений (отражающие градостроительную ситуацию прошлых лет) уже давно утрачены в реальности. Их просто нет в настоящем, но в силу определённых условий: проведённых нами исследований, и, выполненных изображений в традиционном (карандашном) варианте, а потом и средствами компьютерных технологий, они оказались заново воссозданными, и представлены в видовых изображениях. Именно это и характеризует само понятие виртуальности.
Надеемся, что вы согласитесь с нами в наших рассуждениях по поводу того, что наша работа вполне соответствует определению и понятию «Виртуальный музей».
В таком случае давайте обсудим некоторые нюансы относительно возможного и невозможного в предоставлении поясняющих видовые изображения информаций и комментарий к ним.
Информационные пояснения – текстовые или звуковые – просто необходимы для человека, изучающего какой-то вопрос, представленный в рамках «Виртуального музея» с применением компьютерных технологий. В противном случае, что можно понять, если без поясняющих приложений рассматривать два видовых изображения, каждое из которых отражает участок городской застройки в разных временных периодах? Их зрительное сравнение вызывает у неосведомлённого человека лишь массу вопросов, требующих определённые пояснения. Последние, в свою очередь, могут не только объяснять назначение и функции отдельных объектов застройки, но и дополнять их интересными сведениями, связанными с людьми, с событиями, с фактами, имевшими отношения к этим объектам. Именно так мы и предоставляли вам поясняющую информацию в предыдущем параграфе нашей книги.
Поскольку темой наших исследований являются изменения, имевшие место в разные годы на определённом городском участке, то в основу поясняющей информации следует взять те временные периоды, которые укладываются на временном отрезке от одного видового изображения до ближайшего другого. Об этом мы уже говорили, как и о том, что в нашей работе мы приняли ретроспективный, поэтапный характер исследования выше упомянутых изменений, и, соответственно, такой же характер информационных пояснений. Последние мы назвали «экскурсиями в ретроспективных шагах». Наверное, уместно сравнить каждый «ретроспективный шаг» с отдельным залом музея, коль скоро свои разработки мы связываем с понятием «Виртуальный музей». Тогда, по аналогии с этим, информационные пояснения должны относиться к экспонатам музейного зала, а последние, в нашем случае – отдельные градостроительные объекты. Таким образом, разобравшись в аналогиях и терминах, давайте перейдём к особенностям в наших экскурсия по виртуальному музею.
Прежде всего, следует остановиться на причинах, которые определяли временную длительность каждого ретроспективного шага. В тексте данной книги мы представили только 4 таких шага, в отчёте, который мы готовим, как результирующий итог нашей работы, их будет 7. Кроме отмеченных четырёх на страницах этой книги мы ранее подробно остановились на самом последнем ретроспективном шаге, который представляет юго-западный уголок порубежной крепости «Тонбов» в середине XVII века. Поясняющая информация к нему охватывает период от середины XVII века до первой половины XVIII века. Из проведённых исследований архивных материалов и других информационных источников, мы пришли к выводу, что самым информационно наполненным периодом на этом этапе являются первые годы существования крепости. К этим годам относятся многие информационные источники, рассказывающие о самой крепости, о её военно-оборонительном назначении, о строительных объектах, возведённых в ту пору на её территории. В последующие годы такая информационная наполненность заметно сокращается. О причинах, которые сказались на этом, мы можем только предполагать. Конечно, к ним следует отнести тот факт, что к концу XVII века военная ситуация на территории бывшего «Дикого поля», у северных границ которого и была поставлена крепость «Тонбов», заметно утратила свою остроту по сравнению с началом упомянутого века. Этот факт не мог не сказаться на информациях, поступавших в качестве различных источников (докладов, сообщений, отчётов и пр.) в столицу Российского государства. Естественно – они сократились. По этой причине мы практически не имеем сведений, основываясь на которых, можно было бы сделать какие-то выводы об изменениях, происходивших в самой крепости и на участке её юго-западного угла, где в наши дни находится Ленинская площадь Тамбова. Только продлив этот временной период до середины следующего XVIII века (другими словами – удлинив ретроспективный шаг), удалось собрать в архивах сведения, по которым и были сделаны выводы об изменениях в застройке интересующего нас участка. По этой же причине временной диапазон следующего ретроспективного шага был принят нами от середины XVIII века до первой четверти следующего XIX века. В позапрошлом веке информационный поток сведений, дошедших до наших дней, постепенно увеличивается, что позволило нам сократить протяжённость ретроспективного шага до 50-ти лет. Границы пятого ретроспективного шага в ходе экскурсий по нашему виртуальному музею – от 1925 года до 1875 года.
Наверное, нельзя давать какую-то качественную оценку тому обстоятельству, связанному с подходом к выбору протяжённости ретроспективных шагов, о чём мы только что сказали. Просто опыт, полученный в процессе формирования информационной составляющей в проведённых исследованиях, позволил нам выбрать именно такой подход и его апробировать.
Следующий нюанс, который требует внимания, заключается в вопросах выявления внешних видов зданий, сооружений и прочих объектов, входящих в архитектурную группу рассматриваемого городского участка. Дело в том, что их достоверность в лучшем случае может гарантироваться фотоснимками, на худой конец, хотя бы текстовым описанием, сопровождающимся какими-то рисунками или чертежами. Однако, как показал наш опыт, в большинстве случаев, конечно, речь идёт об объектах, бытовавших до 80-х годов XIX века, таких видовых изображений просто нет. Представьте себе, что мы имеем информацию, что какое-то здание находилось в определённом месте. Мы можем предположить его габариты в плановой проекции, но мы совершенно не знаем, какая у этого здания была высота, и как оно выглядело. На этой стадии исследований начинаются варианты гипотетических представлений. Конечно, мы использовали те видовые изображения, которые можно обнаружить в компьютерных информационных источниках, где рассматриваются вопросы, например, вариантов крепостных сооружений XVII-XVIII веков. Мы использовали эти источники, но, естественно, они не могут гарантировать ту истинную ситуацию, которая когда-то была на том участке крепости (позже – городском участке). Здесь, как вы должны понимать, полной исторической, достоверной ситуации получить невозможно.
В заключении хочется выразить надежду, что наши разработки в направлении создания «Виртуального музея», отражающего ход изменений в архитектурном ансамбле Ленинской площади города Тамбова, будут продолжены и послужат хорошей стартовой ступенью для последующих более качественных продолжений в этой работе.